Беседы с Миррой. Правда и истина

Время прочтения: 5 мин.

Дорогие читатели блога!

Вот уже несколько месяцев я веду рубрику в канадском русскоязычном журнале «Будь здоров!».

«Будь здоров!» — это журнал для всех, кто хочет повысить качество собственной жизни. Здесь размещено большое количество разнообразной информации о современных методиках улучшения здоровья: диетологии, традиционной медицине, альтернативной медицине, спорте, психологии и многом другом.

В этом журнале я веду рубрику «Беседы с Миррой», в которой делюсь своими принципами и рассказываю о важных жизненных уроках и выводах, приведших меня к полноценной и счастливой жизни.

На сегодняшний день у меня накопилось достаточное количество публикаций, которыми я с радостью поделюсь и с вами, читателями моего блога:

Правда и истина

Для многих эти понятия являются синонимами. И на самом деле, во многих европейских языках правда и истина обозначены одним словом: английское «truth», французское «verite», немецкое «wahrheit». А вот в русском языке уже в середине 19 века эти два понятия чётко различаются: «Истина — противоположность лжи; всё, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть. Ныне слову этому отвечает и правда, хотя под словом “правда” вернее будет понимать: правдивость, справедливость, правосудие, правота» — можно прочитать в словаре Даля. Различие между понятиями правда и истина очевидно: правда — это нравственно ценная истина; не просто истина, а такая, которая дорога нам, которая вызывает сильное эмоциональное чувство. Соответственно, истина — одна, а правд может быть много.

В области естественных наук понятие правды практически не употребляется: естественнонаучные истины не имеют нравственной окраски и потому понятие правды здесь излишне. Однако, оно оказывается полезным в области общественных наук. Прогнозы социологов, повествования историков о прошлых событиях можно скорее называть правдивыми, нежели истинными. Часто здесь речь не идёт об истине в смысле объективного, адекватного представления реальности. Более того, теоретическое построение социолога или рассказ историка могут даже расходиться с какими-то известными фактами, но, тем не менее, оцениваться как правдивые.

Например, описывая поведение людей или историю событий, мы можем концептуализировать их по-разному. Например, события 25 октября 1917 года в Петрограде один историк может описать как «большевистский переворот», а другой — как «Великую Октябрьскую социалистическую революцию». Здесь не идёт речь об истине – с фактологической стороны оба описания могут совпадать, но одно описание мы сочтём правдивым, а другое — нет.

Виды правды, исходя из убеждений философии

Беспристрастная правда

Имеет своим содержанием беспристрастную действительность; знание, отражающее реальность таковой, какова она есть. Правда, беспристрастная по содержанию, однако личная по форме – как итог деятельности людского мышления.

Относительная правда

Отражает предмет не целиком, а в исторически обусловленных границах – которые, в первую очередь, зависят от уровня развития сознания общества, которое, в свою очередь, определяется степенью развитости сознания людей.

Определённая правда

Раскрывает конкретные аспекты понятия предмета с учётом определённых критериев его развития (абстрактных истин нет, правда всегда конкретна).

Устаревшая правда

Верная в течении какого-то периода времени; достоверность которой теряется с развитием событий.

Всегда ли нужна правда?

Задумывались ли вы для чего нужна правда? Как её используют? И как на неё реагируют? В этой статье я хотела бы поделиться моими мыслями на эту тему.

Правда – это информация о реальных событиях, состоянии дел, поведении конкретного человека, людей или общества в целом. Но, в отличии от истины, правда не нейтральна.

Человеческая правда практически всегда отражает личное мнение, точку зрения сквозь призму собственных ценностей и взглядов. Это оценка события или поведения в конкретном контексте на основе личного мировоззрения, статуса и понимания ситуации изнутри или извне. Не зря же говорят: «У каждого своя правда!». Но всегда ли эта правда истинна относительно другого человека? Получается, что не всегда…

Для чего же нужна правда?

На мой взгляд, правда – это категория общения. С одной стороны, это сверка взглядов и позиций, с другой стороны – воздействие на действительность или человека с определённой целью. Что означает, что правда не существует сама по себе как факт действительности, может видоизменяться в зависимости от ситуации, объекта применения правды и конкретных целей: её могут провозглашать во всеуслышание, либо скрывать – всегда или до какого-то момента.

Правда – это сильный инструмент воздействия. Именно поэтому правдой часто пользуются в целях манипуляции (например, как средство шантажа, обличения, или облегчения) или влияния на эмоциональное состояние человека. Правдой можно пользоваться и во благо – это уже управление. Чем отличается манипуляция от управления? В моем понимании: результатом манипуляции является только личная выгода в ущерб другим, а при управлении в выигрыше оказываются все стороны.

Как воспринимается правда и как на нее реагируют?

Это зависит от способа «подачи» правды. Например, в голову приходят известные выражения: «Правду-матку лепить в глаза!», «Молотком убить комара на лбу собеседника».

Чего вы этим хотите добиться? «Убить» человека правдой (огорошить, привести в гиперэмоциональное состояние, нанести вред) или донести нужную и полезную ему информацию? Помните, от безапелляционного и бездумного представления правды человек может уйти в депрессию, слечь или даже умереть от разрыва сердца!

  • «Правда колет глаза», если под правдой подразумевать нечто негативное, возможен вариант: «Ты дурак! – Сам дурак!». Таким представлением правды можно вызвать раздражение, гнев, чувство вины; привести к тому, что, в лучшем случае, человек перестанет с вами общаться, а в худшем – будет атаковать тем же способом.
  • «Правду не истребить», «От правды никуда не уйдёшь». В этом случае важно понимать, что это ваша правда, которая, как мы уже говорили, не всегда может быть истиной.
  • «Правда выплыла наружу», «Всё тайное становится явным». Представление правды должно быть адекватным и своевременным, а не «накопленным» до момента, когда уже не контролируются ни ситуация, ни эмоции.

В моих подходах и способах предоставления правды, я стремлюсь руководствоваться принципами созидания, развитием и возможностью совершенствования. Важные вопросы, которые при этом следует себе задать:

  • Какова цель разговора? Что это даст? Изменится ли что-то после этого?
  • Каковы возможные последствия? Появятся ли изменения в желаемом русле? Возможно ли противодействие и появление проблем, с которыми будет сложно справиться?
  • Правильны ли время и место для разговора? Каково состояние собеседника: здоров ли он, готов ли он к восприятию, имеет ли полноту знаний в данном вопросе, сможет ли адекватно реагировать, и есть ли у него возможности решить этот вопрос?
  • Сможете ли вы сами соблюдать «экологию речи и поведения» и провести встречу так, чтобы после ваш собеседник смог добиться положительного результата?

По моему глубокому убеждению, правда – это факт действительности, присутствующий в нашей голове и жизни, и, естественно, сподвигающий нас действовать так или иначе. В этой статье я была рада поделиться своими размышлениями на эту тему, которые, я надеюсь, помогут вам задуматься и сделать свои собственные выводы.

Поделитесь публикацией:

Теги: , , ,

Оставить комментарий

Книги Мирры:


Подробнее
Появились вопросы?
Задайте их Мирре

Задайте вопрос Мирре


Введите ваше имя, эл.почту и вопрос.
Мирра свяжется с вами очень скоро!


 Имя*


 Эл.Почта


 Вопрос

[recaptcha]